И как рыночек загнал страну в тупик
21 февраля президент в своей пламенной речи затронул тему системы образования. В связи с этим он заговорил о советском опыте. Неожиданно выяснилось, что в СССР не только выпускали галоши, но и готовили прекрасных специалистов.
Правда, на политической карте мира уже давно нет той страны. Есть Россия. Экономика изменилась не меньше границ — и теперь мы живём по законам рынка. Казалось бы, потребность в специалистах должна закрываться естественным путём: у бизнеса появляется спрос — и вот уже на входе в компанию выстраивается очередь из кандидатов.
Парадокс российского рынка труда, или Как спрос убил предложение
Однако пока что получается наоборот. Годы существования в новых реалиях привели к огромному дефициту кадров. Антироссийские сaнкции, которые «наши зaпадные партнёры» систематически вводят с марта 2014 года, подсветили проблему.
Как оказалось, чтобы выполнить поставленную президентом задачу по укреплению технологического суверенитета, нужны специалисты в разных отраслях промышленности. Тех, что есть, очевидно, мало. Без дополнительного привлечения грамотных инженеров и учёных невозможно усилить модернизацию производств, разработку собственных технологий и оборудования.
Но где их взять, если система образования давно встроена в этот самый рынок? Если вместо того чтобы готовить технических специалистов, вузы всё больше выпускают менеджеров?
Система образования: 30 лет спустя
Сложившийся перекос вполне объясним: рыночная экономика в корне изменила страну. Бизнес долгое время был заточен на «эффективное» взаимодействие с «нашими зaпадными партнёрами». Оказалось, многие комплектующие легче купить за границей, чем изготовить самим. Комплексное развитие отечественной промышленности мало кого заботило, потому что во главу угла встало желание быстро получать большую лёгкую прибыль.
Ситуацию отлично иллюстрирует жизненный путь нашего эксперта, который согласился дать свой комментарий к этому материалу. Будучи выпускником МГТУ «Станкин» 1974 года, наш постоянный читатель (ник: Инженер Советский) много лет проработал в Мос. СКБ АЛ и АС (Московское специальное конструкторское бюро автоматических линий и агрегатных станков), где численность сотрудников составляла 800 человек. Как любящий своё дело человек, Инженер Советский с верой в будущее ждал планового расширения. Но рыночек порешал иначе. В 2005 г. руководство конструкторского бюро сменилось, а в 2007 г. СКБ и вовсе ликвидировали. На территории станкостроительного завода им. Серго Орджоникидзе, где располагалось бюро, организовали магазины. Неудивительно, что в таких условиях инженерно-техническое образование стало невостребованным. Вырос престиж «более современных» профессий.
По итогам приёмной кампании 2013 г.
За этим сначала последовало сокращение бюджетных мест (90-е годы), затем (в 2003 г.) — переход на Болонскую систему обучения — ту самую, что предусматривает получение диплома через четыре года обучения вместо 5-6, как раньше, а потом и вовсе началось поэтапное снижение числа специальностей в классификаторе. Вместо того чтобы получать знания в узкой области, студенты чаще осваивали направления. В 2013 году число специальностей сократилось в 5 раз.
Кульминацией такого развития событий стал принципиально новый подход к воспитанию последующих поколений россиян. Об этом заявил бывший министр образования А. Фурсенко на Всероссийском молодёжном образовательном форуме «Селигер» ещё в 2007 г.:
Тот самый снежный ком
Описанные изменения, как подтверждает наш эксперт (Инженер Советский), породили ещё одну проблему. Произошёл колоссальный разрыв между поколениями, был практически уничтожен механизм передачи профессионального опыта. Дело в том, что при СССР выпускник вуза попадал в сложную хорошо организованную структуру, где ему были предоставлены большие возможности для роста и постепенного повышения категории под чутким руководством старших коллег. А для 2000-х характерна совсем другая система.
Конструкторское бюро. 1960-е, СССР
Система, собственно, заключается в отсутствии системы. Бизнес ищет готового специалиста, желательно мастера на все руки, эдакого мультиинструменталиста, по чуть-чуть заменяющего собой несколько узких специалистов и выполняющего свою главную функцию — продать конечный продукт как можно дороже. Если надо, он даже начертит что-то упрощённое, закупит подешевле кое-какие комплектующие, выполнит бухгалтерскую работу и наконец, найдёт покупателей.
Учить такого многостаночника, понятное дело, некому. Вот и приходится молодым специалистам, менеджерам по диплому, всё постигать самим. И это ещё полбеды. Ведь платить достойную зарплату за труд в условиях многозадачности работодатель не всегда готов. Иначе зачем ему вообще бизнес?
Подводя черту
Естественно, провести масштабную модернизацию производств, создать отечественное оборудование и укрепить технологический суверенитет при сложившихся обстоятельствах, мягко говоря, затруднительно. Важно реанимировать систему образования и подготовить достаточное количество узких специалистов. Но на это уйдут годы. Да и при существуещей системе это нереально