УФАС обвиняет чиновников и перевозчика в преступном сговоре, председатель комитета по управлению имуществом судится с администрацией, а машины, из-за которых весь сыр-бор, и без того далеко не первой свежести, заброшены и постепенно приходят в полную негодность. Подробности этой истории – в материале DVHAB.ru.
Б/у пассажирские автобусы в количестве 20 единиц привезли в город Юности из столицы два года назад, потратив на их доставку 17 миллионов рублей из краевого бюджета. Все передали на баланс МУП «КОБР ЛО» - на праве ведения хозяйственной деятельности. Это муниципальное предприятие наделили правом заниматься всеми вопросами, связанными с данными транспортными средствами. С тех пор лишь один из них возил пассажиров, и то очень непродолжительное время – срок аренды предприниматель не стал продлевать. В январе 2022-го половину ЛиАЗов арендовало ООО «Первая пассажирская компания», но на маршрутах ни один так и не появился. На остальные десять спроса все это время среди других перевозчиков не было.
Откуда дровишки
Автором идеи с ЛиАЗами был Михаил Дегтярёв (или его пиарщики) – как раз в 2020-м, когда принималось решение отдать автобусы Комсомольску, он избирался на пост губернатора. Ну а местным властям собянинско-дегтярёвский презент просто навязали – деваться некуда, пришлось подчиниться и принять его, объяснив горожанам, что «дареному коню в зубы не смотрят». Примечательно, что глава города Александр Жорник побывал в Москве, осмотрел автобусы и, как сообщала его пресс-служба, лично «убедился в их хорошем состоянии и технической готовности». С того момента до прибытия техники в Комсомольск минуло семь месяцев, и неизвестно, те ли это «кони», качество которых оценил градоначальник.
- Все знали, что с этим подарочком будет полнейшее дерьмо, но выбора нам не оставили. Да, глава действительно лично смотрел ЛиАЗы, они нормальные были. А через полгода нам привезли уже «дрова», - сообщил источник в администрации.
Сообразили на троих
В марте прошлого года арестовали начальника отдела транспорта Комсомольска Дмитрия Корнева и Степана Богдашкина, предъявив им обвинение в незаконной организации предпринимательской деятельности и превышении служебных полномочий. По версии следствия, они организовали ту самую «ППК» и всячески способствовали получению ею свидетельств на право перевозок по городу. Позже к делу подключилось УФАС - это ведомство пришло к выводу, что МУП «КОБР ЛО», Управление дорожной деятельности (отдел транспорта является его подразделением) и ООО «ППК» сговорились между собой, чтобы отдать их в аренду последнему без соблюдения конкурсных процедур. Тем самым троица, как сочло УФАС, нарушила антимонопольное законодательство и права тех, кто тоже в теории хотел бы арендовать ЛиАЗы. Итог разбирательства – постановление о возбуждении дела об административном нарушении всеми тремя упомянутыми организациями.
Кто виноват?
Комитет по управлению имуществом администрации в лице его председателя Максима Ермакова получил от начальства нагоняй в виде дисциплинарного взыскания за то, что позволил МУП «КОБР ЛО» сдать автобусы в аренду без конкурса. Дело в том, что руководство предприятия запрашивало у комитета соответствующее разрешение, но председатель самоустранился от этого вопроса, ответив в духе «решайте сами» - ну, те и решили.
Вынесенный ему выговор Ермаков обжаловал в суде - иск удовлетворили, несмотря на доводы администрации о том, что истец не вправе был наделять МУП правом самостоятельно распоряжаться муниципальным движимым имуществом, коими являются переданные ему автобусы.
- Комитет, как отраслевой орган, осуществляющий контроль за владением и сохранностью муниципального имущества, должен был проанализировать письмо от МУП, на каких условиях предприятие собирается сдавать автобусы в аренду, дать оценку, насколько это правомерно. Если бы эти меры были предприняты, он бы пришел к обоснованному выводу, что такой договор заключать нельзя, - поясняла в судебном заседании представитель администрации.
Такая корова нужна самому?
Руководство МУП «КОБР ЛО», когда ситуацией заинтересовалось УФАС, пыталось досрочно расторгнуть договор аренды, но «ППК» не согласилась, хотя автобусы все равно стояли без дела. Муниципалы пошли в суд, но тот встал на сторону арендатора. Комментировать состояние транспортных средств и отвечать на другие касающиеся их вопросы руководство компании наотрез отказалось, но позже на связь вышел сотрудник юридической конторы, предоставляющий «ППК» соответствующие услуги.
- Расторгать договор компания не хотела, поскольку на автобусы уже потратили энную сумму, планировали их восстановить и использовать. Документы, подтверждающие вложение денег, предоставлялись в суде с «КОБР ЛО». Ходовую часть, например, сделали. А ремонт приостановили, потому что следователи в рамках уголовного дела в отношении чиновников ОТ администрации изъяли документы на транспортные средства, да так и не вернули. А без них ни техосмотр не пройти, ни в ГАИ не зарегистрировать, - сообщил юрист Виталий Панихидин.
По некоторым сведениям, однако, следователи изъяли у перевозчика только свидетельства о регистрации транспортных средств, а их отсутствие вовсе не мешает пройти процедуры техосмотра и перерегистрации.
Что касается решения УФАС, то перевозчик намерен его обжаловать, считая обвинение в сговоре буквально высосанным из пальца. К слову, многие так и думают – собянинские автобусы «ППК» арендовала для того, чтобы выиграть конкурсы на получение свидетельств на право перевозок. По мнению Панихидина, это заблуждение.
- ЛиАЗы в заявках на конкурсы вообще не фигурировали. Дело в том, что на него может пойти любое юрлицо, даже не имеющее на тот момент никакого автопарка, - закон это позволяет. Подтверждать наличие заявленных транспортных средств необходимо уже после того, как выиграл конкурс, но до выдачи свидетельства. Нет автобуса – нет свидетельства. Единственный маршрут (№ 11. – Прим. ред.), где «ППК» указывала автобусы большого класса, коими являются ЛиАЗы, она выиграла в 2021 году, когда их в аренде у нее еще не было, - рассказал Панихидин.
В администрации города между тем уточнили - в заявке на конкурс какие-то конкретные автобусы вообще не указываются, только их характеристики, и в данном случае важна необходимость подтверждения наличия автобусов со сроками аренды.
«Хлам нам не нужен»
Срок аренды истек три месяца назад, но ЛиАЗы все так же находятся в «ППК», хотя продлевать договор «КОБР ЛО» не собирается. Насколько успел заметить корреспондент DVHB.ru, прежде чем его попросили прекратить съемку и удалиться с базы перевозчика, некоторые из них имеют внешние повреждения.
- Сейчас комитету совместно с УДД и «КОБР ЛО» поручено определить план действий по возвращению муниципального имущества его владельцу, - сообщили в администрации.
Что касается дальнейшей судьбы злополучных автобусов, то власти будут продолжать предлагать их местным коммерсантам в аренду. Вот только найдется ли купец на такой товар, весьма сомнительно. Как не нашлось за все это время на остальные десять единиц – интереса к ним никто не проявлял.
- Их только на металлолом, свое уже отработали. Ни я, ни другие мои коллеги по цеху их не возьмут, если арендовать их, то себе в убыток. Лучше подержанного «корейца» купить, чем этот хлам, - поделился один из перевозчиков.
Вот так и стоят теперь эти дареные «кони» в стойле, гниют потихоньку. Хотя и стойла-то как такового для них нет, располагаются они под открытым небом – и на территории «КОБР ЛО», и в «ППК».
Б/у пассажирские автобусы в количестве 20 единиц привезли в город Юности из столицы два года назад, потратив на их доставку 17 миллионов рублей из краевого бюджета. Все передали на баланс МУП «КОБР ЛО» - на праве ведения хозяйственной деятельности. Это муниципальное предприятие наделили правом заниматься всеми вопросами, связанными с данными транспортными средствами. С тех пор лишь один из них возил пассажиров, и то очень непродолжительное время – срок аренды предприниматель не стал продлевать. В январе 2022-го половину ЛиАЗов арендовало ООО «Первая пассажирская компания», но на маршрутах ни один так и не появился. На остальные десять спроса все это время среди других перевозчиков не было. Откуда дровишки Автором идеи с ЛиАЗами был Михаил Дегтярёв (или его пиарщики) – как раз в 2020-м, когда принималось решение отдать автобусы Комсомольску, он избирался на пост губернатора. Ну а местным властям собянинско-дегтярёвский презент просто навязали – деваться некуда, пришлось подчиниться и принять его, объяснив горожанам, что «дареному коню в зубы не смотрят». Примечательно, что глава города Александр Жорник побывал в Москве, осмотрел автобусы и, как сообщала его пресс-служба, лично «убедился в их хорошем состоянии и технической готовности». С того момента до прибытия техники в Комсомольск минуло семь месяцев, и неизвестно, те ли это «кони», качество которых оценил градоначальник. - Все знали, что с этим подарочком будет полнейшее дерьмо, но выбора нам не оставили. Да, глава действительно лично смотрел ЛиАЗы, они нормальные были. А через полгода нам привезли уже «дрова», - сообщил источник в администрации. Сообразили на троих В марте прошлого года арестовали начальника отдела транспорта Комсомольска Дмитрия Корнева и Степана Богдашкина, предъявив им обвинение в незаконной организации предпринимательской деятельности и превышении служебных полномочий. По версии следствия, они организовали ту самую «ППК» и всячески способствовали получению ею свидетельств на право перевозок по городу. Позже к делу подключилось УФАС - это ведомство пришло к выводу, что МУП «КОБР ЛО», Управление дорожной деятельности (отдел транспорта является его подразделением) и ООО «ППК» сговорились между собой, чтобы отдать их в аренду последнему без соблюдения конкурсных процедур. Тем самым троица, как сочло УФАС, нарушила антимонопольное законодательство и права тех, кто тоже в теории хотел бы арендовать ЛиАЗы. Итог разбирательства – постановление о возбуждении дела об административном нарушении всеми тремя упомянутыми организациями. Кто виноват? Комитет по управлению имуществом администрации в лице его председателя Максима Ермакова получил от начальства нагоняй в виде дисциплинарного взыскания за то, что позволил МУП «КОБР ЛО» сдать автобусы в аренду без конкурса. Дело в том, что руководство предприятия запрашивало у комитета соответствующее разрешение, но председатель самоустранился от этого вопроса, ответив в духе «решайте сами» - ну, те и решили. Вынесенный ему выговор Ермаков обжаловал в суде - иск удовлетворили, несмотря на доводы администрации о том, что истец не вправе был наделять МУП правом самостоятельно распоряжаться муниципальным движимым имуществом, коими являются переданные ему автобусы. - Комитет, как отраслевой орган, осуществляющий контроль за владением и сохранностью муниципального имущества, должен был проанализировать письмо от МУП, на каких условиях предприятие собирается сдавать автобусы в аренду, дать оценку, насколько это правомерно. Если бы эти меры были предприняты, он бы пришел к обоснованному выводу, что такой договор заключать нельзя, - поясняла в судебном заседании представитель администрации. Такая корова нужна самому? Руководство МУП «КОБР ЛО», когда ситуацией заинтересовалось УФАС, пыталось досрочно расторгнуть договор аренды, но «ППК» не согласилась, хотя автобусы все равно стояли без дела. Муниципалы пошли в суд, но тот встал на сторону арендатора. Комментировать состояние транспортных средств и отвечать на другие касающиеся их вопросы руководство компании наотрез отказалось, но позже на связь вышел сотрудник юридической конторы, предоставляющий «ППК» соответствующие услуги. - Расторгать договор компания не хотела, поскольку на автобусы уже потратили энную сумму, планировали их восстановить и использовать. Документы, подтверждающие вложение денег, предоставлялись в суде с «КОБР ЛО». Ходовую часть, например, сделали. А ремонт приостановили, потому что следователи в рамках уголовного дела в отношении чиновников ОТ администрации изъяли документы на транспортные средства, да так и не вернули. А без них ни техосмотр не пройти, ни в ГАИ не зарегистрировать, - сообщил юрист Виталий Панихидин. По некоторым сведениям, однако, следователи изъяли у перевозчика только свидетельства о регистрации транспортных средств, а их отсутствие вовсе не мешает пройти процедуры техосмотра и перерегистрации. Что касается решения УФАС, то перевозчик намерен его обжаловать, считая обвинение в сговоре буквально высосанным из пальца. К слову, многие так и думают – собянинские автобусы «ППК» арендовала для того, чтобы выиграть конкурсы на получение свидетельств на право перевозок. По мнению Панихидина, это заблуждение. - ЛиАЗы в заявках на конкурсы вообще не фигурировали. Дело в том, что на него может пойти любое юрлицо, даже не имеющее на тот момент никакого автопарка, - закон это позволяет. Подтверждать наличие заявленных транспортных средств необходимо уже после того, как выиграл конкурс, но до выдачи свидетельства. Нет автобуса – нет свидетельства. Единственный маршрут (№ 11. – Прим. ред.), где «ППК» указывала автобусы большого класса, коими являются ЛиАЗы, она выиграла в 2021 году, когда их в аренде у нее еще не было, - рассказал Панихидин. В администрации города между тем уточнили - в заявке на конкурс какие-то конкретные автобусы вообще не указываются, только их характеристики, и в данном случае важна необходимость подтверждения наличия автобусов со сроками аренды. «Хлам нам не нужен» Срок аренды истек три месяца назад, но ЛиАЗы все так же находятся в «ППК», хотя продлевать договор «КОБР ЛО» не собирается. Насколько успел заметить корреспондент DVHB.ru, прежде чем его попросили прекратить съемку и удалиться с базы перевозчика, некоторые из них имеют внешние повреждения. - Сейчас комитету совместно с УДД и «КОБР ЛО» поручено определить план действий по возвращению муниципального имущества его владельцу, - сообщили в администрации. Что касается дальнейшей судьбы злополучных автобусов, то власти будут продолжать предлагать их местным коммерсантам в аренду. Вот только найдется ли купец на такой товар, весьма сомнительно. Как не нашлось за все это время на остальные десять единиц – интереса к ним никто не проявлял. - Их только на металлолом, свое уже отработали. Ни я, ни другие мои коллеги по цеху их не возьмут, если арендовать их, то себе в убыток. Лучше подержанного «корейца» купить, чем этот хлам, - поделился один из перевозчиков. Вот так и стоят теперь эти дареные «кони» в стойле, гниют потихоньку. Хотя и стойла-то как такового для них нет, располагаются они под открытым небом – и на территории «КОБР ЛО», и в «ППК».
Напомним, недавно в Хабаровске презентовали последнюю модификацию белорусского автобуса от завода МАЗ. Презентация его провалилась: стоимость транспорта оказалась выше китайских аналогов почти в два раза, а размер затрудняет его использование на крутых поворотах в центре краевой столицы. Светлана Шерстобитова, новости Хабаровска на DVHAB.ru