Как не удивительно – а точнее, совершенно не удивительно – но текущий кризис показал одну занятную особенность. А именно: практически полную поддержку украинского режима со стороны творческой интеллигенции. Сиречь, разнообразных работников «медиасферы», начиная от телеведущих и заканчивая блогерами – практически по всему Земному шару. (Собственно, именно эту категорию и имеет смысл «интеллигенцией» - в противовес разного рода инженерам и врачам, коих стоит именовать «специалистами».) Это относится даже к России – где, как могло показаться, должна господствовать противоположная точка зрения.
Самое же интересное: этой массовой поддержке нисколько не мешает тот факт, что украинские власти открыто демонстрируют поддержку сторонникам нацизма. Точнее сказать, наиболее яркие проявления этой поддержки, конечно, приводят к вялому и показному возмущению – но в основном провоцируют только отрицание. Ну да: «на Украине фашизма нет!» - верещит российский интеллигент – «это вы все сами нарисовали!» (Или же, в крайнем случае: «Это древний солярный символ – это просто знак, не имеющей фашистского значения!».)
Подобные вещи удивляют многих, кто помнит историю «исторического» фашизма. А точнее – исторического нацизма, поскольку другие версии фашистских обществ, как правило, находятся «в тени немецкого варианта». Напомню, что нацизм традиционно считают «антиинтеллигентским» - некоторые, простите, «исследователи» даже относят «ненависть к интеллигенции» к «определяющим признаки фашизма». Впрочем, все эти «определяющие признаки» в реальности больше всего напоминают известную борхесовскую «классификацию животных» - но в данный момент останавливаться на них мы не будем. А укажем лишь то, что описанный признак «нелюбви фашистов к духовно-развитым людям» на самом деле являет собой лишь артефакт даже для Третьего Рейха.
Поскольку реальным основанием в нем для «антиинтелиигентской политики» был всего лишь антисемитизм. Ну да: в Германии – как стране, относительно недавно начавшей модернизацию – еще сохранялось значительное число представителей известной нации среди наиболее образованных людей. (Причина та же, что и у России: понятно, что народ, изучавший Тору в детстве, даст больше «умников», нежели народ, в детстве пасший коров.) Поэтому среди немецких «властителей дум» количество евреев было достаточно высоким – что в совокупности с нацистской доктриной вело к высокой доли преследований их. (Начиная с выдавливания в эмиграцию и заканчивая помещением в лагеря смерти.)
В других странах – скажем, в той же Италии или Испании – этого не наблюдалось. (Там и интеллигенция состояла по большей степени из «местных», и антисемитизма в «фашистском базисе» не было.) Поэтому там происходил «обратный процесс» - а именно: огромная поддержка «властителями дум» всего происходящего. (Разумеется, потом – после 1945 года – этот момент пришлось тщательно затушевывать.) Причина данного явления проста: дело в том, что фашизм – с его приоритетом иррационального и опорой на мощную идеологическую «накачку» населения – является чуть ли не самым идеальным мироустройством для «творческих личностей». С соответствующей поддержкой последних.
Поскольку именно подобное мироустройство дает им огромные возможности для работы: скажем, и в Италии, и в Германии именно во времена фашистских режимов очень активно развивался кинематограф, театр или, скажем, классическая музыка. Разумеется, был подъем и в литературе: ведь требовалось очень быстро заместить огромное количество «неправильных» книг. И в истории – поскольку именно в «фашистские времена» происходило формирование очень мощного «национального мифа». Ну, а про публицистику и говорить нечего: одно наличие «Министерства пропаганды» чего стоит! (Если кто не понял – то это стоит огромное количество оплачиваемых рабочих мест для репортеров и колумнистов.) Короче, никогда еще творческая интеллигенция не жила так хорошо, как при сами знаете, ком. (Ну, а о том, что «личные предпочтения» надо засовывать как можно глубже в известное место, думаю, каждый «творческий» знает изначально.)
Правда, именно из-за этой сытости возникала известная опасность, состоящая в том, что каждый из «соратников по работе» норовил как можно быстрее «стукнуть» на соседа, дабы забрать его ресурсы. Ну, так это просто издержки ситуации: в конце концов, большая часть «творцов» ни в какие концлагеря не отъехала, продолжая до самого последнего работать на своих местах. (Думаю, местные «органы», по большей мере, ограничивались просто накоплением компромата «на всякий случай».)
Собственно, то же самое мы можем увидеть и на Украине. В том смысле, что огромное значение идеологии для указанного государства означало то, что для многих «работников умственного труда» в нем имеются оплачиваемые вакансии. Включая множество мест для платных (не коммерческих, а именно платных) блогеров. Отсюда, кстати, проистекает известный миф об «ольгинских троллях» - коих, судя по всему, нет и никогда не было в природе. В том смысле, что украинские обитатели блогов и соцсетей банально не могут представить ситуацию, при которой человек может заниматься подобными вещами бесплатно. То же самое относится и к обвинениям в «проплаченности» - кое для России смешно.
Потому, что для РФ с ее совершенно иным отношением к «информационной политике» «покупка блогеров» не характерна вообще. Тут даже упертый запутинец Фритцморген года два назад плакался на тему: денег на его проекты государство не выделяет. А большая часть «известных и популярных» работников блогосферы высказывают откровенно антироссийские идеи – потому, что они и рады бы продаться, но их никто не покупает. (Или покупает та же Украина за низкий прайс.) Впрочем, что там блогеры: как уже говорилось, антироссийски настроенными оказываются работники телевидения, популярные исполнители, артисты и художники, писатели и поэты, музыканты и режиссеры. В общем, практически вся «творческая интеллигенция».
Интересно, кстати, что те представители «творческих», которые оказываются формально зароссийскими – как тот же Соловьев или Прилепин – разумеется, находятся на «государственном кормлении». Но таких по определению немного: РФ предпочитает покупать «Калибры» и «Кинжалы» - а не «золотые перья» и «бриллиантовые языки». Впрочем, в данном случае этот вопрос подробно разбирать нет смысла. Можно только лишь указать на то, что творческая интеллигенция всегда, по умолчанию, будет именно за то общества, при котором будет максимальная роль идеологии и максимальная занятость «идеологических работников». А поскольку фашизм относится к таковому, то … ну, смотри выше.
P.S. Ну, и разумеется, стоит еще раз указать, что понятие идеологии тут стоит понимать максимально широко. То есть, как механизм подавления основной массы населения правящим классом через навязывание ей своих представлений. И, в этом смысле, например, СССР оказывается очень слабоидеологизированной страной – потому, что реальный уровень идеологического давления тут был невысоким. (Можно было иметь любые убеждения, только не надо было демонстрировать их публично.) А идеологический аппарат в нем ограничивался пресловутыми «идеологическими отделами» КПСС. С достаточно вялой – хотя и довольно затратной – агитационной кампанией.
А вот пресловутая Россия 1990 годов, напротив, оказывается крайне идеологизированным государством – в том смысле, что там на каждого человека «вываливалась» огромная масса пропаганды из телевизора, газет, кинематографа и т.д. В основном в виде рекламу – коя есть идеология в чистом виде – но часто и прямо в виде разного рода антисоветизма.
Но об этом, понятное дело, надо говорить уже в отдельном посте.
Comments