top of page
Фото автораБернард

Станки стоят - рабочих нет. И не будет.


В машиностроительном комплексе России сложилась чрезвычайная ситуация.

То, о чем говорилось и предсказывалось все предыдущие десятилетия, после распада СССР, начинает приобретать катастрофические формы. В производственных цехах некому работать. Предприятия и заводы испытывают острейшую нехватку трудовых ресурсов. Заказов много, но повсюду требуются станочники – токари, фрезеровщики, шлифовщики, координатчики… Не хватает слесарей, наладчиков, специалистов ОТК…

Эта история имеет свое начало в начале 90-х годов, когда массово закрывались заводы в угоду гайдаровским младореформаторам. Машиностроение пилилось и резалось на металлолом, трудовые коллективы уходили торговать шмотьем на рынки, чтобы прокормить свои семьи. Закрывались средние профессиональные учебные заведения, за невостребованностью в новом светлом рыночном будущем страны.

В светлом рыночном будущем, как в последствии оказалось, узкая часть всем хорошо уже известных людей с помощью приватизационных манипуляций нещадно обокрала весь народно-хозяйственный комплекс, создаваемый поколениями наших отцов и дедов.

Жестокий финал проявился к марту 2020 года, когда, борьба с пандемией коронавируса привела к закрытию огромного количества предприятий на периоды локдаунов.

Заводы перевели своих сотрудников на удаленный способ работы, отчасти это затронуло и рабочих-станочников, чей возраст по всей стране уже перевалил за 60-лет..

Закономерный вопрос, почему рабочим – станочникам в России сейчас за 60 лет и более? Ответ простой. На низкие заработные платы в районе 30-40 тысяч рублей в месяц, в гремящий шумный цех, молодежь не пойдет ни в токари, ни во фрезеровщики. А пожилым опытным мужикам за 60-лет в качестве подспорья выступает их пенсия - дополнительные, но стабильные, мизерные 15-18 тысяч рублей сверху. В общей сумме, получалось терпимо – поэтому, рабочие коллективы в России на 90% были укомплектованы уже реально пожилыми людьми.

И вот, в марте 2020 года Президент объявляет в стране первый локдаун…с этого момента кадровый вопрос по рабочим в российском машиностроении стал неуклонно деградировать. Пожилые рабочие первыми, по объективным причинам, из-за Ковид-19, начали выбывать из трудовых коллективов.

Сделаю уточнение: в России существуют еще мощные и крупные оборонные предприятия, имеющие стабильные госконтракты от Министерства Обороны - Гособоронзаказы и т.д., но там и расценки на порядок выше, чем в гражданском секторе, соответственно, выше заработные платы, имеются большие ресурсы для обновления станочного парка уже нового технологического уровня. Серьёзная материальная база таких предприятий привлекает молодые кадры.

А вот в гражданском секторе, увы, всё не так.

Из-за нестабильной экономической ситуации, длящейся уже не один десяток лет, выживаемость гражданско-ориентированных машиностроительных предприятий хронически висит на волоске.

Основные из основных причин следующие:

  1. Ценообразование.

В условия, когда машиностроительный комплекс страны практически никак не защищен протекционистскими мерами со стороны Государства, очень часто невозможно конкурировать с более низкой по стоимости аналогичной продукцией из соседнего Китая. Перечень металлопродукции и услуг по обработке, которые Россия может предложить на своем внутреннем рынке от своих же отечественных производителей, обязан быть бронебойно защищен законами о протекционизме (от слова protection – защита). В этой связи, российское машиностроение колоссально пострадало от «китайского вторжения».

Для сотен заводов это закончилось фатально – они просто исчезли..

1. Банковские кредиты и стареющий станочный парк.

Здесь говорить не о чем. При полном отсутствие внутренних инвестиций, кредитные ставки последних лет от 21 и до 25 % и выше (!!!) и плюсом залоги под основные фонды предприятий…наверняка это план был разработан где-то за океаном, но реализовывался у нас. (в том же Китае – 0% на первые три года). Замена стареющего станочного парка, при отсутствии стабильного спроса на "дергающуюся" по цене все время вверх металлопродукцию - удовольствие очень дорогое.

2. Низкие зарплаты на производстве.

В большинстве случаев, это не прихоть "жадных" директоров, а реальные жизненные обстоятельства, не позволяющие на устаревшем оборудовании 70-80-х годов прошлого века делать конкурентную продукцию с высокой добавочной стоимостью. Возможность приобретения новых станков в большинстве своем системно была невозможна (см. пункты 1 и 2). Только пожилые рабочие, имея за спиной пенсию, обеспечивают работу в цехах у станков при весьма невысоких заработных платах..

3. Государственная медийная поддержка отечественного машиностроения прочно стала к машиностроителям спиной. Труд рабочего в цеху до сих пор непопулярен.

Рабочий человек из производственного цеха был ментально растоптан в пыль, а финансист-спекулянт стал привлекательным персонажем – героем времени. Такой образ пришел к нам напрямую из США. И внедрялся затем десятилетиями, начиная с 1990 года – вспомните фильм «Красотка» с Ричардом Гиром и Джулией Робертс. Он – финансовый спекулянт-миллионер, она – проститутка. Красивая картинка, приятная музыка, кабриолет и шампанское во льду под улыбки и кокетливые прищуры. Вот они – герои всех последующих десятилетий, а по сути, оба персонажа - паразитные мрази.

Молодежь в этой связи отвернулась от рабочих специальностей напрочь, не находя её для себя ни прибыльной, ни перспективной...

Вывод: отечественное машиностроение по большей части уже находится в плачевном кадровом положении. Стоят станки – нет рабочих, некому работать.

Машиностроение напрямую зависит от стабильного курса национальной валюты, поскольку здесь идёт планирование ресурсов и материалов, накладных расходов и т.д. И , например, то, что происходило в 2014 году, когда Центробанк в течение пары месяцев "обвалил" рубль вдвое, когда у предприятий долгосрочные контракты, приняты авансы, проплачены материалы и т.д. – это равносильно незримой диверсии. В такой обстановке работать эффективно не получится. Обесценивание нацвалюты - рубля, это кошмар для любого промышленного предприятия работающего на российский внутренний рынок.

А пока: По сообщениям ТАСС

во втором квартале этого года в Россию въехало около 3.12 млн. трудовых мигрантов, что на треть больше прошлогоднего показателя. Вот так. Думайте сами.





62 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


bottom of page