Тотальная деградация капиталистической системы на примере анализа двух произведений советского и российского фантастов… Акванавт и Акванавты
Всем любителям фантастики посвящается… Эта статья написана человеком, с детства обожавшим читать. Не только фантастику – вообще всё. Но фантастические миры, открывавшиеся передо мною в детстве завораживали, заставляли мечтать и погружаться силою воображения в мир будущего.
Тем, кто в детстве так же как и я зачитывался Ефремовым, Мартыновым, Стругацкими, Снеговым, Павловым и другими замечательными советскими писателями – фантастами это погружение в светлые и манящие миры будущего человечества поймут меня. Я любил и отечественную, советскую фантастику и переводы зарубежных авторов. Но как же они разнились…
Я имею в виду описание мира будущего человечества между советскими фантастами и их зарубежными коллегами. Да, на Западе писали и создавали свои миры будущего тоже великолепные в своих безудержных фантазиях авторы. Нельзя не отдать должного таким замечательным писателям, какими были Уэллс, Берроуз, Азимов, Шекли, Ханлайн, Ван Вогт, Бредбери, Желязны, Уиндем, Фармер, Гаррисон, Саймак, Скотт Кард и другие не менее интересные авторы.
И всё таки таких миров будущего человечества, в которых читателям захотелось бы жить в фантазиях авторов Западного мира не встречалось. Они переносили современные им реалии мира капитализма в будущее, которое отличалось лишь всевозможными техническими и научными чудесами, оставаясь по сути таким же отталкивающим, как и то настоящее, в котором творили эти авторы.
Приведу пару характерных примеров такого рода творчества… Вспомним одного из замечательных и талантливейших авторов зарубежной фантастики 50 – 70 годов прошлого века. Какой мир будущего изображён в “Гражданине Галактики” Роберта Ханлайна? В этом мире человечество так же покорило и колонизировало множество других звёздных систем.
Но это точно такой же отвратительный и отталкивающий мир, каким он был в тот момент, когда Ханлайн создавал своё видение будущего. В этом мире на многих планетах царит рабовладельческое общество, даже несмотря на наличие звездолётов и технический прогресс. В этом мире люди всё так же воюют друг с другом, продают и покупают что угодно и кого угодно. Несмотря на буйную фантазию автора люди в этом мире нисколько не изменились.
Они всё такие же как и современники автора. Алчные, подлые, гнусные, завистливые, жестокие… Даже мужественный полковник Бэзлим, отдавший свою жизнь в борьбе с рабовладельческим обществом на другой планете, не осознавал, что корни и истоки рабовладельческого общества находятся на Терре( Земле), родной планеты для мальчика Торби, выкупленного и усыновлённого им. Планеты, с которой и пошла экспансия человечества в другие звёздные системы.
А вот мир будущего, описанный в захватывающем цикле повестей “Космическая гончая” Альфреда Ван – Вогта . Все четыре небольших по размеру произведений насыщены убийствами, разрушениями и смертью… В повести “Чёрный хищник” эту смерть членам экипажа звездолёта несёт разумный и могущественный хищник, встреченный землянами на другой планете.
В остальных повестях это чуждые разумные расы или существа, всегда оказывающиеся враждебными землянам. Ничего подобного Эре Кольца Ефремова и его братства галактических цивилизаций… Только невероятные разрушения и смерть в самых различных видах, приносимая чуждым разумом, несмотря на потрясающее техническое могущество и технологические достижения Земли.
Но речь в этой статье пойдёт не о зарубежной фантастике прошлого столетия, а о современной отечественной фантастике, изучение образцов которой приводит к выводу о полной деградации этого жанра в нынешней Российской Федерации. Впрочем деградация ВСЕГО наблюдается ныне везде – в культуре и науке, в музыке и театре, в образовании и воспитании детей в дошкольных учреждениях.Тотальная деградация общества видна повсеместно.
И этому есть только одна единственная причина – отвратительный капитализм, поданный когда то советским людям под видом “демократии и свободы”… Чем пахнет эта свобода и демократия становится понятным, если сравнить два произведения в жанре фантастики под примерно одним названием…
Речь пойдёт об Акванавте некоего российского писателя Константина Калбазова и Акванавтах советского писателя Сергея Павлова. Контраст этих произведений при сравнении просто поражает. Мир будущего в произведениях Павлова – это грандиозная в тщательной проработке деталей картина, в которой объединённое человечество штурмует как глубины океанов, так и Внеземелье, покоряя и осваивая одну за другой планеты солнечной системы.
В Акванавтах его герои с помощью достижений науки становятся людьми – рыбами, способными без аквалангов работать в океане, погружаясь до трёхкилометровой глубины. В этой небольшой по размеру повести поражает реальность описанного, заставляющая читателя поверить в этот мир. В мир, в котором несмотря на слабость и предательство одного из героев всё таки хочется верить и жить. В мир, в котором человечество объединяет научные потенциалы всех стран и покоряет не только безграничный подводный мир, но и космическое пространство.
Велик контраст с современным автором российской фантастики последних лет. Какой мир читатель может увидеть в похожем по названию цикле Калбазова “Акванавт”? Вы думаете, что это новый взгляд в будущее мира? Что нибудь новое о социальных, технических и научных достижениях человечества? Нет и ещё раз нет. В этом якобы фантастическом произведении современная реальность переносится на другую планету и не более того.
По сути смысл всего цикла “Акванавт” – про то, как человек, которому из за смертельной болезни предложили переселиться на другую планету и остаться там жить делает карьеру… Беря постоянно кредит за кредитом, выискивая пониженные процентные ставки и таким образом выстраивающий своё благополучие в чужом мире. Впечатление такое, что заказ на это с позволения сказать “произведение” в жанре научной фантастики делали банки и микрокредитные организации современной РФ.
Никакого объединённого человечества, грандиозных проектов по покорению океанов и ближнего и дальнего Внеземелья. Фантастический жанр – только предлог, что бы показать, как можно создать благополучную жизнь, если научиться разбираться в кредитовании и научиться брать кредиты под низкие проценты. Большее интеллектуальное убожество вообразить сложно. Но ничего удивительного в этом ныне нет. Сей автор имеет успех у современного, полностью отупевшего читателя, привыкшего доверять рекламе и новостям центрального телевидения.
Вопрос всем читателям:
Кто из современных известных Вам авторов-фантастов создал такой мир будущего, в котором Вам, мне и всем остальным людям захотелось бы жить, если бы была такая возможность?
Всем дочитавшим до конца огромное спасибо! И ещё. Я очень благодарен тем моим читателям, кто поддерживает меня и мой канал не только лайками и ссылками в социальных сетях. Вы очень поддерживаете автора ещё и тем, что даёте понять ему – он не одинок в этом мире, у него есть товарищи и соратники, которые помогают ему не только морально… И это особенно ценно, потому что те, кто помогают явно не относятся к числу материально обеспеченных граждан нашей страны. Ибо обеспеченно жить в РФ могут как раз те, кто поддерживают всем сердцем установившийся порядок компрадорского и людоедского капитализма, против которого я и борюсь доступными мне возможностями.
Все было бы ОЧЕНЬ ХОРОШО, если бы не одна неувязочка - Уэллс, Азимов, Шекли, Ханлайн, Ван Вогт, Бредбери, Желязны, Уиндем, Фармер, Гаррисон, Саймак - они все были не только фантастами, но и писателями фэнтези. С учетом этого отсутствие в этом списке Сапковского весьма обедняет представление о ...
Весьма интересно было бы с подобной точки зрения рассмотреть фантастические произведения Куприна, Ал. Толстого, Чаянова, Грина ...
Полностью согласен с автором! Спасибо за статью! :)