В повседневной суете, в круговороте вечно возникающих проблем, требующих как можно более их скорейшего решения, редко когда возникает возможность просто сесть и задуматься над тем, как устроен окружающий нас мир, в причинах и следствиях, во взаимосвязях между отдельными его звеньями. Да и даже когда такие моменты появляются, мы стараемся заполнить их по-возможности чем-то более насыщенным, чем глубокие размышления.
Такова окружающая нас действительность, когда каждую секунду, каждый миг нашей жизни должен либо приносить немедленный результат, либо содействовать его получению.
Современное общество в самой своей сути практично и цинично: любо ты используешь по-максимуму отведённое тебе время для получения какого-либо практически значимого результата, либо постепенно “съезжаешь” на обочину жизни, уступая место тем, кто оказался более практичным, чем ты. В России такое поведение называется “крутиться”.
В попытке понять, что способствовало внедрению в общественную жизнь подобного подхода, а также тому, насколько он верен и есть ли ему альтернатива, и написана данная статья.
Не секрет, что мировоззрение человека, набор развиваемых им личностных качеств, черт характера, норм поведения и этику определяет окружающее каждого отдельного человека общество.
По мере взросления человека в становлении его мировоззрения подключаются новые “персонажи” – одногруппники в детском саду, одноклассники в школе и друзья по двору. Окончательное формирование человеческого мировоззрения завершается в стенах ВУЗа или ССУЗа – примерно к 16-18 годам. К этому моменту человек уже полностью сформирован, как личность, имеет на всё (ну, или почти на всё) своё собственное мнение, основанное на уже на почти сформировавшемся понимании окружающего мира.
И чем старше становится человек, тем шире круг представителей общества, формирующих его, как члена этого самого общества, тем более убеждённым в правоте своего формирующегося мировоззрения он становится.
К моменту перехода в самостоятельную взрослую жизнь, человек примыкает к определённому слою социума, мировоззрение и жизненные принципы которых он разделяет целиком или в подавляющем большинстве принципиальных положений. В дальнейшем своём существовании человек может вносить какие-либо коррективы
в зависимости от вновь приобретённого опыта, однако те основы мировоззрения, тот нормативный базис, который он получил в самом начале своего жизненного пути, остаётся практически неизменен на протяжении всей его жизнедеятельности, как члена общества в целом. Измениться критично этот базис может только в случае достаточно серьёзных потрясений в жизни человека, да и то не всегда.
Таким образом, человеческое общество влияет на нового своего члена, формируя у него набор личностных качеств и мировоззрения, которые в первую очередь требуются самому этому обществу для его дальнейшего существования и развития. Поэтому наиважнейшим становится ответ на вопрос, каковы же основополагающие принципы существования самого этого общества, социума, который определяет границы дозволенного и запретного для каждого своего представителя.
Эти основополагающие общество принципы формируются существующим в данный момент общественным строем. К примеру, развитое социалистическое общество в СССР опиралось в своих требованиях к каждому отдельному своему представителю на “Моральный кодекс строителя коммунизма”, а капиталистическое общество – на уровень его успешности, выраженный в денежном эквиваленте.
Соответственно, мировоззрение, личностные качества и моральные устои представителей разных общественных формаций не только могут, но и обязательно будут различаться! То, что для представителя одной общественной формации будет выглядеть вполне естественно, для представителя другой может быть полностью или частично неприемлемо.
В настоящее время практически на всей планете (за крайне редким исключением) господствует капиталистический строй. Его принципы вполне можно уложить в одну фразу: “Частное превыше общего”. Именно исходя из этого основополагающего принципа капиталистического строя, его идеологического базиса, и формируется мировоззрение и личностные качества каждого из его отдельных представителей. При этом действует правило естественного отбора: чем больше тот или иной представитель социума придерживается в своей жизнедеятельности этому принципу, тем больших личных успехов в обществе он достигнет.
Таким образом формируется строгая градация в обществе, способствующая “успешности” тех, кто максимально полно руководствуется этим принципом, тем самым общество способствует поддержанию и развитию самого себя через тех, кого оно возвышает над остальными.
Из этого основополагающего мировоззренческого принципа можно логически вывести некий формальный облик “успешного” представителя капиталистического общественного строя: следующего всегда своим личным интересам, поступающегося частью их только в случае крайней необходимости и практически всегда под нажимом более мощной силы, в максимально возможной степени использующий чужой производительный труд и присваивающий себе его плоды (в этом состоит противоречие между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения), при этом обосновывающего любые свои действия благом для всего общества (зачастую – лицемерно, ибо, как правило, за декларацией общественного блага стоит банальное обогащение себя любимого).
Именно этот тип поведения человека на данный момент является самым распространённым в мире и, в большей или меньшей степени, является своего рода ‘’эталоном” для подавляющего большинства населения Земли. Капиталистический общественный строй всеми возможными методами, используя экономические, политические, социальные, культурные и иные возможные рычаги влияния на общество в целом, способствует не только его сохранению, но и максимальному распространению, параллельно подавляя иные, не согласующиеся с его идеологическим базисом. Именно поэтому данный тип мышления и мировоззрения людей в капиталистическом мире является на данный момент доминирующим – подавляющее большинство представителей иных идеологий либо под влиянием совокупности факторов давления приняли его в качестве основного, либо банально умерли в нищете, не сумев “вписаться в рыночные отношения”.
При этом следует заметить, что подобный идеологический переход в обществе (в частности, в республиках бывшего СССР) был бы крайне затруднён, если бы идеологический базис капиталистического общественного строя, его основная мировоззренческая установка не опиралась бы на низшие, животные инстинкты человека. Этот момент отражён, в частности, в диалоге “Вечного зова” между Лахновским и Полиповым.
Однако, достаточно всего лишь проследить развитие человеческого общества при капиталистическом строе дальше, как на протяжении не столь уж и долгого исторического отрезка (каких-то 200 лет) начинают проявляться закономерности, которые являются как раз следствием преобладания частного над общим, и которые обязательно приводят к его уничтожению и идеологическому исчезновению его представителей.
Дело в том, что любой общественный строй – это самоорганизующаяся замкнутая социальная система, которая подчиняется универсальным математическим законам, естественным для любых подобных систем. Это подчинение проявляется и в физических законах Вселенной, в ходе естественной эволюции живых организмов, в человеческом обществе. Причины будущего распада капиталистического строя и перехода к более прогрессивной общественной формации кроются именно его замкнутости, ограничении себя как отдельно используемой планетой (с её ограниченными ресурсами, уж простите за тавтологию), так и конечном же количестве его представителей, даже при условии, что ими будет всё население планеты.
При этом решающую роль в деградации и распаде капиталистического строя будет играть понятие социальной энтропии (эквивалент понятия хаоса), когда при стремлении крупнейших подструктур системы к максимальной централизации управления, структуры низших порядков (вплоть до отдельных индивидуумов) стремятся, напротив, к максимальной же степени свободы от любого возможного контроля, в определении своей самоидентичности и отличия от остальных, равных им по уровню, структур.
При развитии этого процесса разложения, говоря “по-русски”, каждая меньшая подструктура будет, согласно идеологическому базису капиталистического строя, “тянуть одеяло на себя”. При этом, по превышении уровня прочности всей замкнутой системы в целом произойдут многочисленные микроразрывы, которые со временем, несмотря на попытки замкнутой системы их “залатать”, будут только углубляться и расширяться.
Вследствие всего вышеизложенного возникает вполне закономерный вопрос: есть ли альтернатива подобному развитию событий, в чём она заключается, в чём её принципиальное отличие от ныне существующей системы и что надо сделать, чтобы к ней перейти…
Ответ прост: да, есть. Это переход к следующему общественному строю – социализму! Именно в прямо противоположном векторе его развития, в его идеологическом базисе “Общее превыше частного” и заключена возможность в буквальном спасении мирового общества, в отказе от личных выгод, интересов, корысти в пользу общего блага! Сразу стоит оговорить тот момент, что подобный отказ от личных интересов не означает безграничное самопожертвование ими, не подразумевает, что все должны жить, как Диоген, в старой бочке и питаться скудным набором продуктов. Нет!
Суть заключается в том, что интересы общества в целом и интересы каждого отдельного его представителя по мере отмирания капиталистических отношений и прихода в общество отношений социалистических будут все ближе и ближе, а к моменту перехода к коммунизму – полностью совпадут. Но для этого необходимо выполнение нескольких условий: во-первых, наличие самого общества, которое будет постоянно способствовать созданию и развитию социалистических отношений, их укреплению и совершенствованию по мере угасания отношений капиталистических, мещанских, основанных на поисках личной выгоды, и, во-вторых, формирование нового психотипа человека, отождествляющего свои интересы с интересами общества, не противопоставляющего их друг другу, а, напротив, объединяющего их, понимающего, что чем более развитым будет общество в целом, тем больше и он сам получит от этого общества!
Следует заметить, что есть и второй путь… Он почти тождественен социалистическому, за одним исключением: в нём свобода выбора человека подменяется строгим набором законов, правил, регулирующих любые малейшие отношения человека с обществом в целом и каждым его представителем в отдельности, в нём внутренняя функция самоконтроля подменяется внешней функцией тотального контроля! Отдельные элементы этого общества уже “обкатывались”в различных государствах (к примеру, в Китае – система социального рейтинга, когда каждое отдельное деяние представителя общества напрямую влияет на уровень его свобод и ограничений) или до сих пор “обкатываются” (например, развитие так-называемых экосистем, позволяющих собирать в режиме реального времени информацию о каждом из членов общества, систематизировать её, анализировать, продавать “налево”, естественно, неофициально, по-русски – сливать; введение некоторого базового дохода, не зависящего от вклада члена общества в его развитие)…
Этот путь продвигают как раз представители капиталистического общества, понимающие, что оно уже не просто подошло к порогу своего существования – оно уже перешагнуло его одной ногой. И если не предпринять шагов по контролируемому переходу к нужной модели следующего общественного строя, то законы развития человеческого общества сделают это самостоятельно, вне зависимости от желания “правящих элит”!
Что ждёт общество в будущем, по какому пути оно последует, будет ли это путь самосознания человека, как общественного существа, или человека, как существа, тотально контролируемого – зависит в бОльшей степени от того, насколько оно осознает последствия своего выбора!..
(Продолжение следует…)
Интересно, как считает автор - социальное и биологическое - противоположны? А если социальное и биологическо воспринимать как нечто одно, то каое качество или аспект будут антитезой этому биосоциальному? Я не стебаюсь, вопрос мне представляется очень важным.
"...Суть заключается в том, что интересы общества в целом и интересы каждого отдельного его представителя по мере отмирания капиталистических отношений и прихода в общество отношений социалистических будут все ближе и ближе..." - остается убедительно объяснить - с какого бодуна?