Все пошло как-то не туда… Три главные последние новости по степени нарастания драматизма: ползучее закрытие воздушного пространства Европы для России, частичное отключение от SWIFT подсанкционных банков и самое главное – парализация работы Центрального Банка РФ.
ЗВР России на 18 февраля 643.2 млрд, из которых золото 135 млрд, 30 млрд в счетах СДР и МВФ и еще около 30-35 млрд валютного кэша (наличности), в юанях примерно 90 млрд+, остальная валютная позиция сосредоточена в «вражеских» валютах, т.е. 55% от ЗВР попадает или может попасть под блокировку.
Это самая крупная потенциальная блокировка из когда-либо вводимых. До этого под блокировку активов ЦБ попадали: Ливия в 2011, Иран в 2012, Венесуэла в 2019, Афганистан в 2021, самые значительные активы были заморожены в Ливии на сумму около 100 млрд долл с учетом госфондов и аффилированных с правительством организаций.
Чисто технически это означает невозможность проведения интервенций на валютном рынке со всеми вытекающими последствиями, невозможность проведения своп операций и фондирования финансовой системы в иностранной валюте, невозможность покрытия обязательств по внешнему долгу, большая часть из которых шла под гарантии ЦБ РФ.
Внешний долг к 4 кварталу 2021 составляет 490 млрд, 226 млрд из которых сосредоточено на государстве и гос.компаниям/гос.банках. Правительство РФ – 67 млрд, ЦБ – 31.5 млрд, гос.банки – 45 млрд, гос.компании – 82 млрд.
Госбанки и госкомпании нарастили внешние обязательства в аккурат перед крымскими событиями 2014, после начала первой фазы украинского кризиса и волны санкций обязательства последовательно сокращались. По госбанкам более, чем в три раза, а по госкомпаниям в два раза. На графиках внешний долг в млн долл.
Частные компании стабилизировали внешнюю долговую позицию с 2009, хотя и была незначительная волна сокращений с 2014 по 2016, но с 2018 произошла стабилизация. По банкам более выражено – внешняя долговая позиция также сократилась почти в три раза.
Т.е. экономика в целом сокращала внешние обязательства с 2014 года, тогда на пике было под 740 млрд, сейчас на 250 млрд меньше и полностью перекрывалось ЗВР.
По банковской системе на начало февраля 2022 около 281 млрд валютных депозитов, из которых 175 млрд у компаний, 91 млрд у населения и около 8 млрд в НКЦ и резервы по брокерским операциям, плюс 7 млрд в расчетах и т.д.
Валютные средства клиентов занимают 25% от совокупных средств, т.е. 75% в рублях. Всего 87.1 трлн руб. В свою очередь из валютных средств 281 млрд более 75% сосредоточено в долларах.
Парализация работы ЦБ по валютным операциям в условиях чувствительного валютного рынка и российской специфики 2022 может иметь потенциально катастрофические последствия, что будет наложено на санкции банков и валютную панику. Это скорее даже не бегство из рублей в доллары, а попытка спасти имеющиеся доллары изъятием из банковской системы + накопление валютной ликвидности. Хотя бы для расчетов по импорту и валютным обязательствам.
Что касается SWIFT, то за всю историю подобные санкции вводились лишь против Ирана в 2012. Изоляция от SWIFT никак не коснется внутренних платежей и расчетов, т.к. российская финансовая система с 2014 года функционирует через СПФС.
SWIFT это электронный инструмент для межбанковских платежей, где фиксируется отправитель, получатель, детали платежа и корсчёт. Что на практике это может означать? Потенциально весь внешнеторговый оборот может быть подвешен – как экспорт, так и импорт. Это не означает запрет на торговлю, но это означает существенно усложнение торговли, повышение издержек и времени обработки платежей. Со временем придумают шлюзы и обходные пути, но только для значительных операций. Для крупных экспортных контрактов возможно ручное управление и скорее всего, основные экспортные позиции не пострадают, но для мелких платежей могут быть большие проблемы. Поэтому от бана SWIFT пострадают в первую очередь малый и средний бизнес, физлица. Время обработки может занять до нескольких недель. Совершить внешние переводы будет практически невозможно для физиков, западные банки не будут на себя брать риски и издержки. Операции на иностранных маркетплейсах будет совершать проблематично, особенно если Visa/Mastercard отключат российские банки от эквайринга.
Так что внешнеторговый оборот может рухнуть и скорее всего, больше всего рухнет импорт, что увеличит положительное сальдо торгового баланса, но бессмысленно, потому что валютой воспользоваться будет практически невозможно.
Наступают лихие времена.
Военно-политический аспект еще будет время обсудить, однако действия Путина вызывают недоумение. Фактически, Путин полностью реализует одну из основополагающих позиций внешнеполитической доктрины США в отношении России, которая заключается в стравливании России и Украины. Все, что США делают с 2014 года, сводится к тому, что перевести Украину на баланс России и развязать горячую войну, чтобы два ранее братских народа убивали друг друга.
Помнится 8 лет назад на призывы российского общества ввести войска и решить проблему нацистов, Кремль отмахивался тем «вы что, хотите войны России и Украины». Лишь бы не было войны – стало нарративом и главным мемом российской пропаганды последние 8 лет. Следовательно пособники силового решения вопроса тогда объявлялись экстремистами со всеми вытекающими последствиями, теперь все поменялось.
Мотивы Путина понятны. Когда дипломатия за 8 лет ни к чему не привела, а позиция России так и не была услышана, точнее не была принята во внимание, то образовался стратегический тупик. Интересы Кремля не учитываются никак и ни в каком виде на международной арене, нагнетания геополитической обстановки продолжалось и все сорвалось.
Большинство профучастников рынка и представителей бизнеса сходились во мнении, что горячей войны быть не может по причине, что издержки несопоставимы со среднесрочной и долгосрочной выгодой. Наиболее реалистичный сценарий заключался в том, что да, Путин может признать ДНР и ЛНР (как было 21 февраля), поддерживая градус напряженности и блефуя, но не перейдет черту на полномасштабное вторжение. Это бы позволяло сохранять нервозность на международной арене, поддерживая высокие цены на сырье, аккумулируя экспортные доходы. Это был бы стратегический правильный выбор. Но все пошло по ***** Теперь другой мир... И теперь уже речь стоит о выживании страны, а не о развитии. Вся эта история скорее не про защиту русских, а про то, чтобы быть услышанных, произвести переконфигурацию таким образом, чтобы говорить с позиции победителя. Проблема в том, что мировые войны не выигрываются вне альянсов и союзов, не выигрываются имея 1.5% мирового ВВП, а пока у России лишь одна страна союзник - это Белоруссия и крайне скудные ресурсы и рычаги давления. Более того, нет примеров в мировой истории об успешном развитии изолированной страны. Ни Куба, ни Венесуэла, ни Иран и тем более КНДР не показали выдающихся успехов. Не нужно приводить в пример СССР, потому что там была другая система и СССР контролировал пол мира. Загнанный в угол Путин может пойти на непредсказуемые шаги и пока слишком много неопределенности. Из плюсов - произойдет национализация элиты чуть менее, чем полностью. Произойдет отмежевание от Запада на всех уровнях - политически, культурно, технологически, финансово и экономически, что должно сформировать собственную конструктивную повестку на развитие. Смогут ли? Другой вопросы, но по крайней мере, впервые в современной истории страны будет попытка двигаться самостоятельно. Если нашим союзником будет Китай, то шансы возрастают. Из минусов - едва ли не полная международная изоляция, по крайней мере, со стороны технологических кластеров и основных распределителей капитала. Нет инвестиций, нет технологий, нет базы под рывок. Ну и главное - теперь Россия и Украина заклятые враги, как минимум, на два поколения. P.S. Видится, что с понедельника могут зарядить типа "национализация иностранных активов", "дефолт по валютным обязательствам", если пошла такая пьянка...
Comentarios