Весь процесс развития цивилизации, от первобытно-общинного строя, до капитализма, это борьба производительных сил и производственных отношений в их единстве и противоположности, приводящая к периодической смене последних.
Вначале своего существования человек, имея вполне развитые материальные потребности, обладал малоразвитым общественным сознанием. Производительные силы развивались по объективным законам развития, но на фоне примитивных общественных связей и зачаточных социальных идей. Развитие производительных сил общества организовывало и развивало производственные отношения, но и сами эти общественные отношения влияли на развитие производительных сил. По мере исторического развития роль общественных отношений в своём влиянии на производительные силы общества росла, но никогда это влияние не становилось решающим для развития производительных сил общества, скорее наоборот развитие производительных сил общества оказывало решающее значение для перелома в общественных отношениях. В любом случае сознательное влияние, через общественные отношения, на развитие производительных сил росло, по мере развития последних.
Уже в недрах рабовладельческого строя, это влияние стало проявляться например, в восстаниях рабов. Эти стихийные выступления, в то-же время были первыми зачатками сознательной организации, включаемые в производственные отношения и влияющие на производительные силы.
По мере дальнейшего развития производительных сил общества и производственных отношений сознательный фактор так же развивался и не только через стихию борьбы, но и через систему взглядов и представлений первых социалистов-утопистов. Но это были только робкие попытки вырваться вперёд исторического развития. Нельзя сбрасывать со счетов и ту революционную роль общественных отношений, в её сознательном проявлении, которая влияя на развитие производительных сил в прогрессивном направлении, по мере развития последних оказываются ролью реакционной, тормозящей это развитие. Революционной силой сменившей феодальные отношения стала буржуазия. Она в своём сознательном созидании обеспечила невиданный рывок в развитии производительных сил общества. Но развивались не только капиталистические производительные силы, но и производственные отношения, а за ними шло общественное развитие в целом. Стремительно совершенствовались наука, искусство, буржуазное право. В свою очередь наука стала изучать человека и общество, экономические общественные отношения. Появились работы по антропологии, психологии и первые работы в области политической экономии. В области буржуазного права сформировалась система взглядов на организацию общественных буржуазных отношений, которые были революционны на момент бурного роста производительных сил.
Но уже в недрах буржуазного строя пробуждались и иные сознательные силы, которые, опережая своё время, видели противоречия в буржуазных отношениях. Эти противоречия не носили в то время ярко-выраженного и систематического характера и в связи с этим не могла ещё оформиться стройная система научных взглядов ни на сами буржуазные отношения, ни на способ их преодоления.
Когда же производительные силы, пережившие свой бурный рост, притормозили своё развитие, а капитализм начали сотрясать кризисы, появился и запрос общества на способы его преодоления. Но сама буржуазная наука, не преодолев своей буржуазности, не смогла ответить на этот запрос общества. Это сделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Для начала они вскрыли весь механизм экономических буржуазных отношений, опираясь на предшествующие работы буржуазных экономистов, а потом на основе анализа противоречий капитализма выработали систему научных взглядов на преодоление этих противоречий. Так, утопический социализм, существующий в умах лишь как стремление к справедливому устройству общества, получил научное содержание. Коммунизм и его первая фаза — социализм, есть более высокая ступенька общественных отношений, по сравнению с капитализмом, где роль сознательной составляющей в производительных силах и в производственных отношениях неизмеримо выше, чем при капитализме. Если роль сознательности в буржуазном обществе для большинства трудящихся сводится к узко-профессиональным навыкам, то в социалистическом обществе роль сознательности в общественной и экономической жизни для большинства является необходимым фактором развития социалистических отношений и производительных сил общества. Не обладая комплексом знаний и представлений о сути общественных отношений и их развития, без сформированных взглядов на прогрессивную и революционную роль учения о социализме и коммунизме, человек не подымется выше буржуазных взглядов и конечно же останется чужд социализму. Конечно сами по себе знания не сделают человека сознательным строителем социализма. Но комплекс воспитательных мер направленных на развитие таких качеств, как чувство коллективизма и товарищества, взаимовыручки и ответственности, в дополнение к приобретённым знаниям позволит сформировать активного творца социализма.
В настоящее время весь мир сотрясают не только экономические кризисы, но и кризисы идеологические и социальные. Идёт процесс деградации буржуазных устоев общества и вместе с экспортом капиталистических отношений в другие страны загнивающий капитализм экспортирует свою загнивающую и смердящую буржуазную идеологию. Буржуазной идеологии большевики должны противопоставить марксизм, творчески развитый Лениным и дополненный Сталиным и весь опыт мирового коммунистического движения.
К.Косов
"комплекс воспитательных мер направленных на развитие таких качеств, как чувство коллективизма и товарищества, взаимовыручки и ответственности, в дополнение к приобретённым знаниям позволит сформировать активного творца социализма" - представляется, что для этого многим потребуется незабвенный опыт личного бытия в бессознательной капиталистической среде.